Валы, прецизионные валы, направляющие оси, цилиндрические направляющие - shafts.ru
Обработка цилиндрических направляющих
Резка
Цилиндрические направляющие разрезают по длине, а торцы обрабатывают вручную путем снятия фасок. Никакая другая обработка не производится. Разрезание – стандартное (см. рис. 1)Рис. 1. Разрезание
Снятие фасок
Если прецизионные валы используются в качестве цилиндрических направляющих для систем линейного перемещения, с обоих концов должны быть сняты фаски, чтобы избежать повреждения шарикоподшипников или уплотнительных колец при насаживании шариковой втулки на вал. Существует два варианта снятия фасок:- Нормальное снятие фаски (рис. 2), обозначение NF
- Специальное снятие фаски (рис. 3), обозначение SF, когда угол фаски a и длина фаски b могут быть выбраны произвольно.
Таблица 1. Фаска
Диаметр вала | Торцевое биение t5 | Длина фаски tf |
мм | мм | мм |
dw≤10 | 0,2 | 1,0+1 |
dw>10, dw≤30 | 0,3 | 1,5+1 |
dw>30, dw≤100 | 0,5 | 2,5+1 |
Рис. 2. Стандартная фаска | Рис. 3. Специальная фаска |
Прямолинейность оси (отсутствие изгиба)
Стандартная прямолинейность оси вала зависит от его диаметра. В таблице 3 приведены значения стандартных отклонений от оси вала t3 в зависимости от его длины.Таблица 2. Стандартные отклонения от оси вала t3
Диаметр dw | Прямолинейность t3 |
мм | мм |
dw≤4 | 0,3 |
dw>5, dw≤8 | 0,2 |
dw≥10 | 0,1 |
Рис. 4. Прямолинейность
Измерение прямолинейности согласно ISO 13012
Замеры проводят в равноудаленных точках между точками опор и выступающими концами вала (как показано на рис. 8). Полученные значения составляют половину измеренной величины при вращении вала на 360°.
Рис. 5. Измерение прямолинейности
Допуски по длине
Допуски по длине зависят от длины отрезаемых валовТаблица 3. Допуски по длине согласно ISO 13012
Длина вала | Допуск по длине |
мм | мм |
Lw≤400 | ±0,5 |
Lw>400, Lw≤1000 | ±0,8 |
Lw>1000, Lw≤2000 | ±1,2 |
Lw>2000, Lw≤4000 | ±2,0 |
Lw>4000, Lw≤6000 | ±3,0 |
Составные валы (составные цилиндрические направляющие)
Если длина цилиндрической направляющей превышает стандартную длину, то она может быть поставлена в виде составного вала.- Отдельные секции вала соединяются либо за счет центрирующего штекера, с одной стороны, либо за счет соответствующего отверстия, с другой;
- Места соединения помечаются, чтобы в дальнейшем было легче обеспечить состыковку частей вала после их свинчивания;
- Секции вала с центрирующим штекером должны всегда иметь опору в местах соединения.
Рис. 6. Составные валы
Таблица 4. Составные валы
Тип | dw | ds [g6] | di [H7] | G3 | N4 | N5 | N6 | N7 | n1 | n2 |
Единицы измерения | мм | мм | мм | мм | мм | мм | мм | мм | мм | мм |
W12 | 12 | 7 | 7 | M6 | 9 | 16 | 8 | 19 | 8 | 9 |
W16 | 16 | 10 | 10 | M8 | 12 | 20 | 10 | 25 | 10 | 12 |
W20 | 20 | 12 | 12 | M10 | 12 | 20 | 10 | 25 | 10 | 12 |
W25 | 25 | 15 | 15 | M12 | 22 | 35 | 20 | 41 | 15 | 15 |
W30 | 30 | 15 | 15 | M12 | 22 | 39 | 20 | 45 | 19 | 22 |
W40 | 40 | 20 | 20 | M6 | 26 | 48 | 25 | 55 | 23 | 26 |
W50 | 50 | 25 | 25 | M20 | 33 | 60 | 30 | 67 | 30 | 33 |
W60 | 60 | 25 | 25 | M20 | 33 | 60 | 30 | 67 | 30 | 33 |
W80 | 80 | 40 | 40 | M20 | 35 | 71 | 40 | 81 | 31 | 36 |
Радиальная/осевая резьба
Если линейныая цилиндрическая направляющая устанавливается на опору, то необходимо предусмотреть радиальные отверстия:- Радиальные отверстия высверливаются после закалки и шлифовки цилиндрических направляющих;
- Размеры и глубина резьбы зависит от диаметра вала (см. таблицу 5).
Рис.7. Радиальная резьба
Рис.8. Осевая резьба
Таблица 5. Радиальная резьба
Тип | G2 | S | N3 | N2(мин.) |
Размерность | мм | мм | мм | мм |
W12-W15 | M4 | 5 | 2 | 7 |
W16-W20 | M5 | 6 | 2,5 | 9 |
W20-W25 | M6 | 7 | 3 | 11 |
W25-W30 | M8 | 9 | 3 | 15 |
W30-W40 | M10 | 11 | 4 | 19 |
W40-W50 | M12 | 13 | 4 | 21 |
W50-W60 | M14 | 15 | 4 | 25 |
Таблица 6. Осевая резьба
Тип | G1 | 2хG1 |
Размерность | мм | мм |
W8-W10 | M3 | 6 |
W10-W12 | M4 | 8 |
W12-W14 | M5 | 10 |
W14-W20 | M6 | 12 |
W15-W25 | M8 | 16 |
W18-W40 | M10 | 20 |
W24-W50 | M12 | 24 |
W50-W80 | M20 | 40 |
W60-W80 | M24 | 48 |
Специальная обработка
При необходимости может быть проведена специальная обработка вала в соответствии с требованиями заказчика. Возможны различные варианты исполнения обработки поверхности. Некоторые из них представлены ниже:- Цапфы со шпоночными канавками;
- Плоские грани;
- Осевые/радиальные отверстия;
- Внешняя резьба;
- Канавка для стопорного кольца;
- Пазы
Рис. 9. Специальная обработка